Регулировка громкости

Регулировка громкости
в высококачественной радиоаппаратуре
Особенностью нашего слуха является неодинаковая чувствительность к звуковым колебаниям разных частот; на низших и высших частотах она меньше, чем на средних. Статистическими исследованиями на больших группах слушателей были найдены кривые зависимости интенсивности от частоты для равногромких чистых тонов, которые получили название кривых равной громкости.

http://www.0560.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=4751

http://www.splav.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=10212

При регулировании громкости без учета этой особенности слуха естественное звучание получается только при больших уровнях акустического давления (когда громкость звучания близка к уровню громкости источника звука), при малых же уровнях давление звука нарушается (фонограмма кажется обедненной составляющими низших и высших частот).
Для предотвращения потери качества звучания при малой громкости в современных звуковоспроизводящих устройствах применяют так называемые тонкомпенсированные регуляторы громкости (ТКРГ), которые одновременно с изменением коэффициента передачи изменяют и АЧХ усилителя НЧ в соответствии с кривыми равной громкости.

Многие радиолюбители недооценивают важности такого регулирования громкости, считая, что необходимую тонкомпенсацию можно создать регуляторами тембра.

Однако это не совсем так. Если, например, принять за максимальный уровень громкости 80 дБ (средний уровень громкости, создаваемый оркестром), а за минимальный — 40 дБ (на 15 — 20 дБ выше уровня шумов жилого помещения), то в соответствии с кривыми равной громкости тонкомпенсация на частоте 30 Гц должна составлять не менее 30 дБ. Очевидно, что такую глубокую коррекцию невозможно получить только от регуляторов тембра, пределы регулирования которых не превышают +20 дБ.

Даже если пределы регулирования тембра и достаточны, пользоваться усилителем НЧ без тонкомпенсированного регулятора довольно неудобно, ведь каждый раз, изменив громкость, надо правильно установить тембр звучания, а это непросто, так как требует от слушателя определенной музыкальной культуры.

Слушатель вынужден довольствоваться лишь приблизительно верным звучанием того или иного музыкального произведения. Этим объясняются предложения некоторых радиолюбителей-конструкторов исключить регуляторы тембра из высококачественного усилительного тракта, оставив в нем только тщательно рассчитанный ТКРГ. Однако это, пожалуй, другая крайность. Во многих случаях регуляторы тембра все-таки необходимы (хотя бы как дополнение к ТКРГ), но на их ручках управления (или на панели усилителя) обязательно должны быть отмечены положения (О дБ), в которых они не влияют на АЧХ тракта. Это позволит регулировать громкость в соответствии с кривыми равной громкости.
ТКРГ может быть в аппаратуре любого класса, а вот регуляторы тембра не всегда обязательны. В массовой радиоаппаратуре целесообразно вместо плавных регуляторов тембра применять переключатели фиксированных АЧХ, соответствующих верному воспроизведению речи и музыкальных произведений различных жанров.

http://www.nadprof.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=1415

http://www.ustinova.ru/webboard/profile.php?mode=viewprofile&u=31158&sid=54bdc85d0dac77f1089f8792979d31a9

http://bikers-forum.ru/index.php?action=profile;u=4707

Такие регуляторы «тон-регистры» в свое время использовались в бытовой радиоаппаратуре 80 — 90rr. выпуска, но потом их перестали применять. Применение ТКРГ не в полной мере решает проблемы высокой верности звуковоспроизведения.
Для озвучивания помещений разного объема требуется разная мощность. Если, например, принять за максимальный уровень громкости 70 дБ, то ручку yIIp3B-тавлять не менее 30 дБ. Очевидно, что такую глубокую коррекцию невозможно получить только от регуляторов тембра, пределы регулирования которых не превышают +20 дБ.

http://linuxrsp.ru/forum/index.php?action=profile;u=1373

Даже если пределы регулирования тембра и достаточны, пользоваться усилителем НЧ без тонкомпенсированного регулятора довольно неудобно, ведь каждый раз, изменив громкость, надо правильно установить тембр звучания, а это непросто, так как требует от слушателя определенной музыкальной культуры.

Слушатель вынужден довольствоваться лишь приблизительно верным звучанием того или иного музыкального произведения. Этим объясняются предложения некоторых радиолюбителей-конструкторов исключить регуляторы тембра из высококачественного усилительного тракта, оставив в нем только тщательно рассчитанный ТКРГ. Однако это, пожалуй, другая крайность. Во многих случаях регуляторы тембра все-таки необходимы (хотя бы как дополнение к ТКРГ), но на их ручках управления (или на панели усилителя) обязательно должны быть отмечены положения (О дБ), в которых они не влияют на АЧХ тракта. Это позволит регулировать громкость в соответствии с кривыми равной громкости.
ТКРГ может быть в аппаратуре любого класса, а вот регуляторы тембра не всегда обязательны. В массовой радиоаппаратуре целесообразно вместо плавных регуляторов тембра применять переключатели фиксированных АЧХ, соответствующих верному воспроизведению речи и музыкальных произведений различных жанров.

http://www.radiosk.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=3949

http://www.aqualeto.ru/phpbb/profile.php?mode=viewprofile&u=7424
Такие регуляторы «тон-регистры» в свое время использовались в бытовой радиоаппаратуре 80 — 90rr. выпуска, но потом их перестали применять. Применение ТКРГ не в полной мере решает проблемы высокой верности звуковоспроизведения.
Для озвучивания помещений разного объема требуется разная мощность. Если, например, принять за максимальный уровень громкости 70 дБ, то ручку yIIp3B

Скрепление панелей
радиолюбительских конструкций
Многим радиолюбителям известна проблема «последнего винта», когда закрывается крышка корпуса, приворачивается последняя панель. В этом случае необходимо или крепление гайки внутри корпуса, или нарезание резьбы, которая в алюминиевых сплавах «держится» очень плохо.
Предлагаемая деталь (уголок) позволяет решить проблему,скрепляеттри панели в углуконструкции. Размеры уголков могут быть самыми разными. В качестве примера привожу последовательность операций изготовления этих деталей. Для изготовления уголка необходимо взять полоску мягкой стали размерами 30x8x2 мм, произвести разметку по шаблону (угол 90'), затем зажать заготовку в тиски с губками, не имеющими насечки, так, чтобы зажата была центральная часть заготовки.

http://endomed.ru/forum/index.php?action=profile;area=summary;u=832

http://sheksna-sochi.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=4856

http://belanta.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=119297
Легкими ударами молотка загнуть заготовку, затем перевернуть ее так, чтобы загнутая часть легла на боковую поверхность тисков, а средняя часть заготовки была слегка зажата. В таком положении нужно обстучать загнутую поверхность, ликвидировав таким образом деформацию этой стороны будущего уголка.

Затем загибаем вторую сторону уголка, обстучав уголок с боковой и верхней стороны, и получаем удобную деталь, позволяющую крепить панели друг к другу под углом 90'. Остается только нарезать резьбу в просверленных по месту отверстиях (резьба МЗ-М4) и можно крепить панели.

Регулировка громкости
в высококачественной радиоаппаратуре
Особенностью нашего слуха является неодинаковая чувствительность к звуковым колебаниям разных частот: на низших и высших частотах она меньше, чем на средних. Статистическими исследованиями на больших группах слушателей были найдены кривые зависимости интенсивности от частоты для равногромких чистых тонов, которые получили название кривых равной громкости.
При регулировании громкости без учета этой особенности слуха естественное звучание получается только при больших уровнях акустического давления (когда громкость звучания близка к уровню громкости источника звука), при малых же уровнях давление звука нарушается (фонограмма кажется обедненной составляющими низших и высших частот).
Для предотвращения потери качества звучания при малой громкости в современных звуковоспроизводящих устройствах применяют так называемые тонкомпенсированные регуляторы громкости (ТКРГ), которые одновременно с изменением коэффициента передачи изменяют и АЧХ усилителя НЧ в соответствии с кривыми равной громкости.
Многие радиолюбители недооценивают важности такого регулирования громкости, считая, что необходимую тонкомпенсацию можно создать регуляторами тембра.
Однако это не совсем так. Если, например, принять за максимальный уровень громкости 80 дБ (средний уровень громкости, создаваемый оркестром), а за минимальный — 40дБ (на 15 — 20дБ выше уровня шумов жилого помещения), то в соответствии с кривыми равной громкости тонкомпенсация на частоте 30 Гц должна составлять не менее 30 дБ. Очевидно, что такую глубокую коррекцию невозможно получить только от регуляторов тембра, пределы регулирования которых не превышают +20 дБ.

http://rovermobile.ru/board/profile.php?mode=viewprofile&u=11219

http://www.sat24.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=2878
Даже если пределы регулирования тембра и достаточны, пользоваться усилителем НЧ без тонкомпенсированного регулятора довольно неудобно, ведь каждый раз, изменив громкость, надо правильно установить тембр звучания, а это непросто, так как требует от слушателя определенной музыкальной культуры.
Слушатель вынужден довольствоваться лишь приблизительно верным звучанием того или иного музыкального произведения. Этим объясняются предложения некоторых радиолюбителей-конструкторов исключить регуляторы тембра из высококачественного усилительного тракта, оставив в нем только тщательно рассчитанный ТКРГ. Однако это, пожалуй, другая крайность. Во многих случаях регуляторы тембра все-таки необходимы (хотя бы как дополнение к ТКРГ), но на их ручках управления (или на панели усилителя) обязательно должны быть отмечены положения (О дБ), в которых они не влияют на АЧХ тракта. Это позволит регулировать громкость в соответствии с кривыми равной громкости.
ТКРГ может бьггь в аппаратуре любого класса, а вот регуляторы тембра не всегда обязательны. В массовой радиоаппаратуре целесообразно вместо плавных регуляторов тембра применять переключатели фиксированного АЧХ, соответствующих верному воспроизведению речи и музыкальных произведений различных жанров.

http://www.lituanistica.ru/phpBB2/profile.php?mode=viewprofile&u=645
Такие регуляторы «тон-регистры» в свое время использовались в бытовой радиоаппаратуре 80 — 90гг. выпуска, но потом их перестали применять. Применение ТКРГ не в полной мере решает проблемы высокой верности звуковоспроизведения.
Для озвучивания помещений разного объема требуется разная мощность. Если, например, принять за максимальный уровень громкости 70 дБ, то ручку Управления ТКРГ в большой и малой комнатах придется устанавливать в разные положения.
В частности, в последней она окажется в положении меньшего усиления, чем в большой, и уровень низкочастотных составляющих будет поднят, хотя этого, и не требуется для высоко-качественного звуковоспроизведения при такой громкости.
Такое случается весьма часто. Номинальная выходная мощность современных любительских и промышленных усилителей НЧ достигает десятков Вт, а для озвучивания жилой комнаты площадью 20 — 25 м' с уровнем громкости 70 дБ достаточно единиц Вт.
Одним из решений может быть введение еще одного (частотно независимого) регулятора громкости, включенного не в начале усилительного тракта, как ТКРГ, а ближе к усилителю мощности. Его назначение — ограничить максимальный уровень громкости, а отсюда и его возможное название — регулятор максимальной громкости (РМГ).
При эксплуатации усилителя НЧ с двумя регуляторами вначале необходимо установить максимальный уровень громкости. Для этого ТКРГ переводят в положение, соответствующее наибольшему усилению, и при помощи РМГ устанавливают максимальную громкость для данного помещения. После такой подготовки громкость регулируют только ТКРГ. Это гарантирует значительно более высокую верность звучания, чем при регулировании громкости в усилителе с одним ТКРГ.

http://www.fpss.ru/forum-new/profile.php?mode=viewprofile&u=17524

http://sophia.ru/forum/pr5010.html
Поскольку пользоваться РМГ придется (в данном случае) не часто, его ось можно вывести на панель управления под шл~щ.

Hosted by uCoz